Если мифы создаются, значит, это кому-нибудь нужно. А если речь идет о мифах современной экономики, то еще и очень выгодно. Не поэтому ли мифы о современных экономических явлениях, инновациях и происшествиях появляются с исключительной регулярностью и активно распространяются в обществе политиками и средствами массовой информации?
В период кризиса активность «мифотворцев» возрастает в разы – общество, особо не вникая в глубинные истоки коллапса, требует от ответственных лиц быстрой расправы над виновными и немедленных действий по спасению бизнеса. Создается питательная почва для создания самых разных искаженных представлений об истинной реальности и стереотипов, которые будут преподнесены не только нам, но и нашим потомкам. У нас есть выбор – либо верить на слово сильным мира сего, либо попытаться восстановить истинное положение вещей.
Анатомия кризиса
Если мы и знаем что-нибудь о глобальном финансовом кризисе — так это то,
что мы знаем не очень много.
Пол Самуэльсон
Кризис 2008 года поставил множество вопросов — от «кто виноват?» до «что делать?». Откуда он взялся? Когда закончится? Похож ли этот кризис на предыдущие или уникален? Похоронит ли он капитализм, глобализацию или хотя бы американскую экономику? Каким образом надо действовать: как Франклин Делано Рузвельт или как Теодор Рузвельт? Нужно ли отстаивать курс рубля любой ценой, а если не любой, то какой? Кого необходимо поддерживать — банки, предприятия, безработных или фондовый рынок? В этой главе мы постараемся ответить на эти вопросы, опираясь на недавние экономические исследования.
Мифы играют особую роль во время кризиса, они предъявляют обществу виноватых – козлов отпущения. В это время резко возрастают ставки для предпринимателей, ведь речь идет не о дополнительной прибыли, а о выживании бизнеса. И если мифы помогают повысить шансы на спасение, их особенно хочется распространять. Мифы легко внедряются в общественное мнение: ведь кризисы случаются ред
...
Читать дальше »